ГалереяАртклубVitaly StroynovБлог ➝ Статья искусствоведа академика Гинзбурга Г. Н. о моем творчестве.

Vitaly Stroynov

(г. Пенза)
Регистрация:
24/02/2013

99

Статья искусствоведа академика Гинзбурга Г. Н. о моем творчестве.


Честный взгляд на реализм в произведениях художника Виталия Стройнова. 1. Архитектура становления личности. Необыкновенное дарование видеть и чувствовать красоту русской природы, умение воплотить и донести до зрителя свежесть и очарование выбранного уголка малой Родины, а иногда, вознестись к просторам былинного эпоса – стало возможным благодаря профессиональному мастерству художника Виталия Стройнова. Участник многочисленных выставок в стране и за рубежом, художник оставил заметный след в представлении зрителей, коллекционеров, искусствоведов о новой и одновременно классической стилистике русского пейзажа. Работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях России, США, Болгарии, Польши, Китая. Перечень побед Виталия Стройнова в международных конкурсах впечатляет: 3 место в номинации " Пейзаж" (работа " Новый день. Каким он будет ") в Международном конкурсе " ВЕРНИСАЖ – 2014» "; 1 место в конкурсе Международной ассоциации дизайнеров VATIKAM " Осенняя симфония" ( портфолио с осенними пейзажами), ноябрь 2015 г.; 1 место в конкурсе Международной ассоциации дизайнеров VATIKAM " Зимние зарисовки" ( портфолио с зимними пейзажами), февраль 2016 г.; Золотая медаль " GOLDEN EAGLE "( за особые достижения) Ассоциации New York Realism за работу "Тропинка в осень", октябрь 2016г. Своеобразие творческого почерка Виталия Стройнова, его искренность и достоверность сложились за многие годы кропотливого труда и суровых испытаний, которые легли на плечи молодого человека. Родился Виталий Вадимович Стройнов 25.08. 1962 г. в городе Бузулук Оренбургской области, в настоящее время проживает и успешно работает в городе Пенза. Основные навыки художественного мастерства Виталий Стройнов получил в Пензенском государственном Университете Архитектуры и Строительства. В годы учёбы сформировались архитектурное видение ландшафта, инженерное знание перспективы, техника рисунка, живописи и композиции. Тяга к рисованию проявилась еще в детстве, однако, после окончания Университета судьба распорядилась иначе. Виталий Стройнов был призван в ряды Российской армии и прошёл нелёгкий путь от лейтенанта до подполковника запаса, заместителя командира полка. Ратный труд Виталия Стройнова отмечен орденом " За заслуги перед Отечеством» II степени. Настоящая страсть к живописи проявилась к 30-и годам, когда пришлось совмещать напряжённую службу в «горячих точках» с редкими часами отдыха, посвящёнными написанию портретов и пейзажей. Наверное, суровая жизнь без прикрас сформировала особый взгляд художника, тонко чувствующего красоту правды, очищенную от восторженного подражательства, умеющего передать истинный смысл и глубину понятия «Родная земля». В русском искусстве пейзаж, как самостоятельный жанр, появился в конце 18 века. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов. Архитектурное образование Виталия Стройнова оказало определённое влияние на виденье природного ландшафта и композиционную стройность его воплощения на холсте. «Все глаза смотрят, но немногие из них наблюдают, и ничтожное меньшинство способно видеть» сказал каталонский писатель, Альберт Санчес Пиньоль. Творческое виденье Виталия Стройнова представлено в более чем сотне живописных работ. Многие из них получили международное признание и высокие награды. В своей статье я остановлюсь на некоторых, представляющих характерные черты направлений пейзажной живописи, или оригинальные колористические и композиционные решения. 2. Жанр пейзажа как олицетворение матери-земли. Одна из последних работ №1 «Тропинка в осень», отмеченная золотой медалью ассоциации «New York Realism», отличается прорисовкой многочисленных цветовых плоскостей, которые создают глубину картины, наполняют её декоративным цветовым пятном утреннего тумана. Художник колористически прорабатывает детали объёмов, даёт возможность их просматривать сквозь текстуру первых планов, не искажая линейную перспективу. Пейзаж для Виталия Стройнова не просто изображение внешнего мира, а в первую очередь картина внутреннего духовного состояния, отражённого в выборе натуры и тональной колористике объекта. Художник разрабатывает принципы построения пейзажного пространства, руководствуясь концепциями рациональности законов мироздания (№2«Тишина»). На картине №3 «Чайки над озером» художник создал сложную многоплановую композицию, в которой удалось скомпоновать разно-удалённые плоскости: береговую кромку соснового леса в правой кулисе холста; вдалеке островную часть пейзажного вида с кустовой зеленью на фоне удалённого горизонта лесного массива; на первом плане большое водное пространство озера, которое соразмерно небесному своду над ним с чередой облаков. Чайки над озером являются определённым стаффажем, придающим оживлённость монументальной композиции беспредельного раздолья, векового величия и мощи русской природы. Поэтическое ощущение естественной красоты лесных просторов выразил Виталий Стройнов в панорамной горизонтально - расширенной работе №4 «Утро в лесу». Художник не ограничивает пейзаж боковыми кулисными построениями, а переходит к равнозначному во всех своих частях картинному полю, условно выходящему за границы холста. Трёх плановое горизонтальное почти монохромное цветовое решение - луг, лес, небо – позволило художнику выразить световоздушную перспективу во всей её необозримости через систему оттенков - валёров зелёно-голубой тональности и создать на картине доминирующий цвет молодой летней природы. Любимое художником боковое освещение раннего восхода было отражено в написании светотеневых построений стоящих деревьев первого плана и в передаче фактурно – пластических объёмов живого пространства неровности почвы. Виталий Стройнов обозначил в своём творчестве тяготение к обострённой выразительности фактуры и колорита. На картине №5 «Река Чаган. Бочаг» художник объединил в единую цветовую композицию отсветы восхода, многообразие оттенков природной зелени и фантастичность зеркальных повторений на водной плоскости. Автор выводит блики и отражения в самостоятельную категорию визуального формообразования, показывая всю гамму оттенков «цветового пятна», его переходы в зависимости от освещённости, тонкую передачу ослабления цветовой интенсивности по мере удаления отражённого света на зеркальной глади реки. Темпераментная живописная манера художника передаёт сочность цветового строя, в полной мере выявляет пластическое богатство и красочность родной природы. Оригинально найдено композиционно - колористическое решение картины №6 «На острове Пески». Автор вместе со зрителем располагаются в глубине острова в густом теневом сумраке листвы и как бы смотрят из неосвящённого места на контрастно - солнечную сторону представленного пейзажного вида. Сопоставление редких солнечных бликов на затемнённом контурном пространстве трав и стволов усугубляет сумрачность первого плана картины, тем эффектнее становится представление второго плана. Мы видим водную поверхность реки в свете яркого летнего дня с праздничным многообразием отражений неба, синевы волны, зелени прибрежных кустов. Мастерство художника позволило создать визуальную антитезу света и тени в пределах одного полотна, одной работы. 3. Эпические былинные и метафизические сакральные пейзажи России. Особую группу в творчестве Виталия Стройнова составляют романтические пейзажи, которые автор мыслит как воплощение души мироздания, превращая пейзажи в символы-знамения, связанные с историческими событиями или предчувствием таковых. Художник осознанно выбирает драматические моменты состояния природы, строит тональность картины на сопоставлении световых и цветовых контрастов, театрализует и конструирует пейзаж как некий природный спектакль. В декоративной трактовке картинной плоскости Виталий Стройнов продолжает традиции классика позднеромантического пейзажа А. И. Куинджи. Часто названием картины автор задаёт некий философский настрой в прочтении пейзажа №7 «Новый день. Каким он будет?». Мы видим на холсте пожухлые осенние болотистые островки суши, внедрённые в холодную гладь переполненной дождями реки, и неожиданный прорыв солнечного блика, отражённый в грозовых облаках и красноватых отблесках водной ряби. Художник фокусирует освещение различных групп объектов, создавая архитектурную ритмическую структуру напряжённости «силовых линий» композиции. Линейная фронтальная перспектива уходит в бесконечность, а несколько горизонтальных полос незатопленной земли делят водную гладь на определённую соразмерность расстояний. Сухие ветви осеннего куста, расположенного справа на первом плане, вертикально пронизывают пространство неба, формируя у зрителя эмоционально-образное ощущение надвигающейся катастрофы. Аналогичный приём освещённых плоскостей неба и воды, которые делятся полосой теневых силуэтных построений природы, создал художник на картине №8 «А зори здесь тихие», напоминая нам об одноимённом фильме и трагизме военных лет. Композиционная стройность на картине №9 «Радуга» соответствует исключительной красоте и своеобразию особого случая состояния природы. Мифологичность образа полосы светящегося леса, горизонтально расположенного на холсте и вертикально окаймлённого на первом плане внизу тёмно-синей волной, а сверху тёмно – серыми грозовыми облаками, иносказательно передаёт зрителю состояние художника в момент творческого озарения. Форсированность атмосферных явлений запечатлена на картине №10 «Спокойной ночи, степь», образуя целостное символическое пространство, ориентированное на духовную связь человека с космическим миром природы. На картине №11 «Рассвет на реке Уза» автор демонстрирует удачную композиционную находку: световой солнечный «прострел» удалённых стволов деревьев и их зеркальное отражение на водной глади в классическом сопровождении природных «тёмных кулис» по краям холста. 4. Присутствие человеческого жилища в гармоничной красоте пейзажа. В ряде пейзажей присутствие человека дано опосредовано, через крестьянские постройки, которые обозначены большей частью силуэтно и, скорее, идеализированно. Художник выбирает места полной гармонии ландшафта с рукотворными строениями человека, которые дают архитектурное разнообразие в избранном пейзажном виде. Некоторые работы, представляющие различные подходы к написанию «усадебного пейзажа» или «пейзажа настроения», выделенные искусствоведами в отдельные подвиды, будут отмечены в статье далее. Виталий Стройнов, продолжая и развивая великие традиции первооткрывателя зимнего русского пейзажа Никифора Крылова (ученика А. Г. Венецианова), пишет крестьянский двор со всеми исторически необходимыми постройками и атрибутами на фоне грандиозной панорамы бескрайних просторов русской зимы №12 («Вечер в деревне»). Тёплый, почти солнечный, рождественский свет, льющийся из окон избы, и неожиданные зелёные блики на снегу создают библейскую атмосферу умиротворённости. В верхней части холста представлены все градации багряно – розового заката, оттенённые хмурыми сумрачными облаками наступающей ночи. В нижней части холста на первом плане - заснеженный деревенский двор со следами людей на снегу, наметёнными сугробами, которые искрятся палитрой серо-белых, сизых, тёмно-зелёных, синих, коричневых отсветов. Художник детально разрабатывает световоздушную перспективу, демонстрирует великую бескрайность природных пространств России, передаёт поэтическое ощущение естественной жизни природы в тесной связи с повседневным существованием человека. Красота естественной геометрической гармонии показана на картине №13 «Лесной уголок». Это озарённые дальним рассветом строго вертикальные корабельные сосны и стройные берёзы на первом плане и в противовес им горизонтальные тёсаные брёвна человеческих строений, украшенные «мозаикой» кирпичных силовых столбов по углам дома. Художник подчёркивает эстетическую совместимость понятий человеческой и природной гармонии в окружении морозной строгости зимнего бора. Мастерство владения тональной перспективой показано в пейзаже №14 «Деревня Яксарка», где в лучах догорающего заката даны силуэты деревенских построек в почти монохромной гамме розово-коричневых тонов. Художник строит линейную перспективу сопоставляемых внутри картины предметов цветовой плотностью оттенков по их значению и просветлённости. В образовании тональной гаммы участвуют светотеневые соотношения, определяющие как отдельные фрагменты картины, так и контрастную часть первого плана в виде серо-белого снежного покрова. Сдержанный и нежный колорит картины создаёт у зрителя элегическое настроение светлой грусти. Сегодня пейзаж является способом выразить отношение к природе, которая нас окружает, к тому месту, где мы живем и к постижению смысла человеческого существования на планете Земля. Картину №15«С добрым утром!» можно по праву отнести к классическому жанру «пейзажа настроения», основателем которого был великий русский художник А. К. Саврасов. В своей работе Виталий Стройнов пишет лишённый внешней эффектности пейзаж, который отличается этюдной непосредственностью - скромной красотой нескольких домов деревенского посёлка, находящихся на холме и освещённых лучами восходящего солнца. Над ними - холодные тучи уходящей ночи, по краям холста - тёмно-зелёные кусты, в центре - одинокое без листвы дерево. На первом плане картины перед холмом - озеро с почти точным обратным зеркальным отражением пейзажа, но только с размытыми контурами в подёрнутой рябью воде. Авторская художественная метафора, согласно названию картины, символизирует образ растворяющихся и уходящих сновидений. В данной работе Виталий Стройнов успешно решает задачу показа изменённых цветовых и объёмных соотношений на фактурной ряби водного пространства, разрабатывает композиционный ритм прямого и обратного построения натуры, сохраняя при этом строгую колористическую уравновешенность . 5. Скромные «герои» пейзажных видов. Виталий Стройнов создаёт особый вид пейзажа, это как бы «парадный портрет» одного цветка, где собственно пейзаж выписан фоновым планом. Автор рассматривает микрокосмос дикой природы в создании индивида — отдельного организма, который существует самостоятельно, способного выживать вопреки погодным условиям и вопреки желаниям человека. Некоторые растения в народе прозваны «сорняками», то есть лишними в кругообороте хозяйственной деятельности человека, хотя в народе так же признают за луговыми травами чудодейственные таинственные лечебные свойства. Художник в своих работах отстаивает право «неподсудности» природы в своих творениях. На картине №16 «Рассвет» в мощном зареве восходящего солнца на первом плане показан масштабно увеличенный куст «сердечника», контрастирующий в своём цветении с чёрной кромкой земли и нависшими сизыми облаками. Автор философски предвосхищает значимость дикого природного создания для нахождения пути в предстоящем выживании человечества в возможных экологических катастрофах. В своих произведениях Виталий Стройнов является удивительным знатоком растительных форм, рисующих их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт разных пород деревьев, кустов и трав. Художник воспевает луговые травы в высший эстетический момент их развития, показывая скромную, непритязательную красоту нерукотворного цветения. (№17«Чертополох», №18 «Пижма», №19 «Цикорий цветёт»). Эта тема продолжена на картине №20«Царство русалок». На тёмно – зелёной болотистой затхлой поверхности пруда вырастает белоснежный цветок лилии, как символ победы прекрасного над обстоятельствами жизни. На многих картинах тема вырванных ураганом деревьев, обнажённых корневищ, потерявших связь с матерью – землёй, или неестественно искривлённые стволы, трактуются художником как образное отражение человеческой судьбы (№21 «Лесные истории. Безответная любовь», №22 «Лесные истории. Трон хозяин леса»). Особой теплотой наполнены пейзажи одухотворённые присутствием животных, птиц, рыб. На картине №23 «Степная кобылица» две пары лошадей с жеребятами на фоне бескрайнего степного простора, вселяют эмоциональное чувство уверенности в разумное продолжение жизни. Полна очеловеченного юмора картина №24 «Размолвка», где любящая пара голубей «не находят общего языка». Романтика зимней рыбалки отражена на картине №25 «По перволедью» с выписанным мокрым льдом вокруг лунки и точной цветовой передачей чешуи выловленных рыб. 6. Архитектурные объекты в свете дня и ночи. Большое внимание художник уделяет национально - романтическому поиску обобщённого образа родины, нередко насыщенного историческими христианскими реминисценциями. Виталий Стройнов пишет пейзаж – воспоминание №26 «Недавно здесь кипела жизнь», где соотношение буйной красоты природы и былых, к несчастью заброшенных, архитектурных творений человеческого зодчества, составляют философский конфликт преходящего и вечности. Художник в эмоционально-образных формах выражает противоречие между силами бесконечно обновляемой природы матери-земли и стареющими памятниками непоколебимой веры в духовный мир православия №27 («Сны о прошлом»). Исторические пейзажи обычно представлены в колорите ясного летнего дня. Оригинальное, пластически-образное решение находит художник в картине №28 «Былое величие». Зритель помещается внутрь покинутой часовни и может наблюдать красоту архитектурных сводов, разглядеть крепкую кирпичную кладку без изъянов, выписанную в духе гиперреализма, стать свидетелем восходящих потоков воздуха в световых проникающих лучах солнца . Всё это создаёт эмоционально-приподнятое настроение гордости за историческое прошлое России. Продолжение православной темы можно найти на картине №29 «Пенза. Улица Чкалова», где действующий Архиерейский собор расположен в строгой форме архитектурной экспозиции, вписанной в пространство улиц с атрибутикой светофоров и стаффажем жителей города. Полностью восстановленный к 2001 году он является ровесником города Пензы, а его история начинается в далёкие 1676/77 годы. В городских пейзажах №30 «Храм в ночи» и №31 «Пенза просыпается» автор ищет новые выразительные приёмы в духе импрессионизма, отражающие сопоставление подсвеченных электрическим светом архитектурных строений и сумрака ночи, света ночных автомобильных магистралей и утренней зари. В работах художника тон и цвет становится эмоционально выразительным элементом, образуя вокруг себя противоречивое пространство современности и вечности. Реалистическое искусство художника Виталия Стройнова, его поэтический интерес к окружающему нас миру природы, философская мудрость в понимании истории, отражаются в эмоционально - художественных образах на живописных полотнах. Лирический певец природы средне – русской полосы, житель города Пензы, что находится в самом центре России на Приволжской возвышенности, Виталий Стройнов в своих произведениях демонстрирует глубокий профессионализм и ответственность за воплощение художественного образа родного края, природы России. Его творчество вносит большой вклад в гуманистические и просветительские идеи мирового искусства. Пожелаем художнику новых свершений и побед! 08.01.2017г. Искусствовед, академик ЕАЕН Григорий Гинзбург.


Опубликовано: 03/03/2017 - 15:39

КОММЕНТАРИИ: 13  

103.03.2017makrell

Хочется присоединиться к Гинзбургу и пожелать Вам, Виталий, радовать нас новыми работами!


203.03.2017vitalreal

СПАСИБО большое Вера!!!


303.03.2017crystal-light

Поздравляю, Виталий! Хороший отзыв о работах.


403.03.2017vitalreal

Спасибо большое Юлия! Очень рад Вам!


504.03.2017jaguar157

Виталий, примите мое искренее поздравление! Это еще одна и немаловажная Ваша победа на поприще живописи! Хочется присоединиться к статье искусствоведа, академика ЕАЕН Григория Гинзбурга и пожалеть Вам новых побед и успеха!


604.03.2017karat59fox108

Поздравляю, Виталий! Хороший отзыв!!!!! Очень рад!!!!


704.03.2017vitalreal

Олег, может хватит, угомонитесь наконец...был лучшего мнения о вас. Раньше в толпе в травле не участвовали. Я удалил ваши и ваших сотоварищей комменты не столько за то, что меня грязью облили, а за то что пачкаете имя, уважаемого мной человека Гинзбурга Г. Н.


805.03.2017vitalreal

До свидания всем адекватным, замечательным друзьям и коллегам, которых подавляющее большинство на сайте! Спасибо за общение, спасибо за поддержку! Пока не хочется заходить сюда ...из -за волны негатива долго не могу вновь взяться за кисть, близко к сердцу принимаю, увы...А на эту маленькую кучку, что организовала массированную травлю зла не держу, просто поймите, что все возвращается бумерангом....Дорогих женщин - с наступающим * МАРТА! Счастья, любви, благополучия, БОЛЬШИХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!!!!!!


906.03.2017jaguar157

Виталий, большое спасибо за поздравление с наступающим 8 Марта!
Я присоединяюсь к Вашим словам и хочу добавить: легкости Вам, вечной юности и полета души!


1007.03.2017kolodin1947


1109.03.2017fruleva

Добрый день, Виталий! Прочитала материал. Хорошая, серьёзная статья. Присоединяюсь ко всем искренним пожеланиям. Успехов Вам и всего самого наилучшего!


1209.03.2017ves32

Виталий!!!! Успехов!!!


1309.06.2017zelinskaya1991yliya

Виталий... отличная статья!
Очень рада за ваши успехи
Хочу пожелать вам только "вперед"



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам.